Инновационные образовательные технологии развития бережливых компетенций современного инженера ("LeanSkills.Lab")

Команда


Куижева Саида Казбековна
Руководитель проекта


Овсянникова Татьяна Анатольевна
Соруководитель


Карамушко Галина Владимировна


Чефранов Сергей Георгиевич


Маськова Наталья Геннадьевна


Бибалова Саида Аслановна


Шумахова Зарема Нурбиевна


Довгаль Виталий Анатольевич


Зафесова Рузана Чиназовна

Фотографии



















Сертификаты









Информация о проекте

1. Наименование инновационного образовательного проекта организации-соискателя.

Инновационные образовательные технологии развития бережливых компетенций современного инженера («LeanSkills.Lab»).

2. Направление инновационной деятельности, определенное пунктом 1.2. документацией о сборе заявок на получение статуса ФИП и соответствующее пункту 5 порядка формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования, утвержденного Приказом № 21н. Тематика ИОП, определенная организацией-соискателем.

Разработка, апробация и внедрение методик подготовки и повышения квалификации кадров, в том числе педагогических, научных и научно-педагогических работников, руководящих работников сферы образования, на основе применения современных образовательных технологий.

Инженерное образование.

3. Цель инновационного образовательного проекта.

Создать готовый к тиражированию образец системы развития компетенций специалистов, позволяющих эффективно применять в сфере профессиональной инженерной деятельности философию, принципы и инструментарий бережливого производства.

4. Задачи инновационного образовательного проекта.

- разработка учебно-методического обеспечения образовательных программ, ориентированного на развитие компетенций в сфере бережливого производства у студентов и работающих граждан;

- совершенствование и развитие системы учебно-методического обеспечения, включая сегмент, ориентированный на использование электронного и дистанционного обучения;

- совершенствование институциональных условий функционирования системы подготовки специалистов с компетенциями в сфере бережливых технологий;

- укрепление материально-технической базы обучающего центра МГТУ как основного элемента системы развития бережливых компетенций современного инженера;

- организация работы системы информационной поддержки реализации проекта;

- организация взаимодействия с предприятиями и организациями-партнерами – носителями передовых практик применения бережливого производства, участниками и соисполнителями проекта. Майкопский государственный технологический университет в рамках реализации программ дополнительного образования имеет опыт совместной работы с ведущими российскими предприятиями и организациями: АО «Чепецкий механический завод», входящий в структуру топливной компании «ТВЭЛ» Госкорпорации «Росатом» (г. Глазов), учебный центр «Лаборатория процессов» Концерна «Калашников» (г. Ижевск), Кировский государственный медицинский университет Минздрава РФ (г. Киров);

- реализация образовательных программ, включающая обучение в течение срока выполнения проекта не менее 2000 представителей ВУЗов, организаций-партнеров;

- организация и участие в мероприятиях по обмену опытом по тематике проекта;

- организация мониторинга результативности проекта.

5. Основная идея инновационного образовательного проекта.

Проект направлен на создание на базе образовательной организации системы развития компетенций в сфере бережливого производства у лиц, настоящая или будущая профессиональная деятельность которых связана с организацией производства, техникой и технологиями. Создание такой системы предполагает совершенствование организационно-нормативного обеспечения и материально-технической базы, разработку, апробацию и внедрение специальных образовательных программ и модулей.

Идея реализации проекта состоит в создании комплекса материалов организационно-нормативного и учебно-методического характера, включающего материалы и кейсы в электронном виде, который может быть воспроизведен в условиях других образовательных организаций в различных регионах России, внедряющих технологии бережливого производства в рамках реализации нацпроектов «Наука», «Образование», «Производительность труда и поддержка занятости», «Цифровая экономика», реализуемого при поддержке Госкорпорации «Росатом» проекта «Эффективный регион».

Содержание, форма и методы реализации образовательных программ представляют собой результат балансирования вдоль осей «очное – дистанционное», «базовое – вариативное», «массовое – индивидуальное». Базовым при организации обучения является один из принципов бережливого производства – «вытягивание», ориентация на запрос клиента. Другим важным аспектом является высокая практико-ориентированность.

Обязательным элементом образовательной программы является наличие модуля «фабрика процессов» как эффективной инновационной формы освоения философии бережливого производства, актуализации его системы ценностей в структуре ценностных ориентаций личности обучающегося.

Образовательная траектория каждого обучающегося формируется из обязательной части (фабрика процессов) и вариативной, формируемой в результате выбора набора модулей и кейсов из предлагаемого множества, решения индивидуальных задач из сферы деятельности обучающегося.

6. Период реализации инновационного образовательного проекта.

Старт 2021-01-01. Продолжительность 5 лет.

7. Обоснование актуальности выполнения инновационного образовательного проекта:

- основание выбора тематики:

Современная Россия переживает период, обладающий рядом особенностей: это и внешние вызовы – изменения в геополитической сфере, санкции, пандемия и целый ряд внутренних факторов, во многом определяющих качество жизни общества сегодня, в ближайшей перспективе и далеком будущем – демографическая ситуация с неблагоприятной для экономики возрастной структурой, изменения в системе целеориентирования, что нашло отражение в системе нацпроектов, активная цифровизация и роботизация технологических процессов и многое другое. Эта ситуация для системы высшего образования усложняется еще и тем, что ВУЗы в своей деятельности должны учитывать не только текущие условия, но и будущие состояния многих сфер своих интересов: образовательное пространство как российское, так и международное, рынок труда, уровень развития производства, технологии, инновации и многое другое. Указанные причины заставляют ВУЗы искать новые пути рационализации своей деятельности, адекватные по скорости и направлению мер реагирования на изменения ситуации во внешней среде и внутренних процессах. Ряд ВУЗов видят решение этой задачи в применении философии, принципов и инструментов бережливого производства.

Бережливое производство как управленческий подход вобрал в себя все лучшее, что есть в современной практике управления, во многом опираясь на два основания – процессный и системный подходы. В настоящее время бережливое производство – это стройная система взглядов, которую можно представить в виде четырех уровней: философия, ценности, принципы, инструменты. Широкое внедрение бережливого производства позволяет улучшить процессы, сконцентрировать усилия на создании ценности для потребителя, сократить потери времени и ресурсов всех видов. Возможность таких позитивных изменений доказана деятельностью ряда российских университетов, принявших идеологию бережливого производства за основу организации своей деятельности – «бережливых ВУЗов». Первым таким ВУЗом стал Майкопский государственный технологический университет. В настоящее время опыт применения бережливых технологий в образовательных организациях собирается и обобщается в рамках созданной в 2018 году Ассоциации бережливых ВУЗов. Вместе с тем, для эффективного тиражирования лучших практик и выработанных образцов применения философии, принципов и инструментов бережливого производства необходима реализация ряда мероприятий:

- создание системы информационной поддержки процессов внедрения бережливого производства в работу высших учебных заведений с широким охватом всех заинтересованных сторон и возможностью обсуждений и обмена опытом;

- формирование на базе ВУЗов организационной основы внедрения бережливого производства: обучающие центры, системы управления бережливыми проектами и др.;

- бережливое производство – подход, хорошо зарекомендовавший себя в производственной сфере и в основном среди крупных предприятий и организаций. В образовательной среде есть свои нюансы работы, учет которых должен проводиться на основе адаптации, переосмысления отдельных положений бережливого производства. Эта задача по совокупности своих свойств близка к научным исследованиям, проведение которых также может представлять собой ориентир для высших учебных заведений.

Во всех перечисленных мероприятиях главную роль должен играть человек, глубоко владеющий знаниями бережливого производства и навыками их применения в различных областях: производстве, управлении, здравоохранении, образовании, социальной сфере. Кроме того, эффективное распространение бережливых компетенций предполагает владение современными образовательными технологиями, методиками и педагогическими приемами. В настоящее время мировая и российская практика обучения бережливому производству выработала специальную форму, получившую название «Фабрика процессов», главная идея которой – погружение обучающихся в специальные условия, близкие к реальным, в которых им предлагается решить типичные для бережливого производства задачи: определение системы ценностей для потребителя, сокращение потерь, улучшение процессов работы предприятия, организации.

- новизна, инновационность предлагаемых решений:

Среди известных подходов к реализации концепции бережливого производства на предприятии можно выделить два наиболее общих:

- от реализации отдельных конкретных проектов к построению общей системы управления, основанной на lean-технологиях (алгоритм внедрения бережливого производства по Джеймсу Вумеку - снизу-вверх, от частного к общему);

- от определения стратегического видения будущего компании через аудит всех бизнес-процессов к их реинжинирингу (алгоритм внедрения по Деннису Хоббсу, сверху - вниз, от общего к частному).

Оба подхода имеют общие элементы: активизацию творческого потенциала работников предприятия через обучение философии, ценностям и инструментам бережливого производства или иным способом, выделение, визуализацию и анализ отдельных бизнес-процессов.

Однако оба подхода не обладают потенциалом тиражирования, могут применяться на практике лишь после значительной индивидуализации и адаптации к условиям конкретных производств. Кроме того, указанные подходы обладают высокой трудоемкостью, что делает возможным их применение в значительной мере в условиях крупных компаний. В отличие от указанных, предлагаемый в проекте подход ориентирован на применение в среде предприятий малых и средних организационных форм и реализуется в виде двух составляющих, отличающихся степенью локализации - общая часть, не зависящая от отраслевой принадлежности предприятия, сферы его деятельности и пр. и частная, учитывающая особенности конкретного предприятия (организации).

8. Область практического использования и применения результата(ов) инновационного образовательного проекта организации-соискателя с указанием целевой аудитории.

Практическое использование результатов проекта возможно по двум главным направлениям:

  1. Создание с использованием разработанных в рамках проекта материалов системы развития компетенций в сфере бережливого производства, аналогичных по структуре и функциональным возможностям. Такие системы могут создаваться на базе образовательных организаций системы высшего и дополнительного образования.
  2. Непосредственно обучение по инновационным образовательным программам и технологиям, обеспечивающим высокое качество освоения бережливых компетенций. Заинтересованными в таком обучении могут стать организации и предприятия, внедряющие технологии бережливого производства, регионы реализации нацпроекта «Производительность труда и поддержка занятости», проекта «Эффективный регион».